Каждый раз в канун Нового Года многие пересматривают старые советские сказки. Например, «Морозко». В этой истории прекрасно все: от доброго сюжета, до отлично проработанных персонажей.
Но самой яркой и запоминающейся личностью этой истории была, бесспорно, Баба-Яга. Эта весьма колоритная бабуля буквально крадет внимание зрителей заставляя забыть о других героях.
В детстве, я долгое время была свято уверена, что «Старушку с избушкой» играет женщина. Но каково же было мое удивление, когда мама сказала мне, что Бабу-Ягу играет мужчина.
Услышанное так удивило меня, что со временем, я решила проверить информацию. Подтверждение маминых слов нашлось достаточно быстро.
Роль злодейки и впрямь сыграл мужчина – Георгий Милляр. Как он пришел к роли Бабы Яги? Как вживался в образы? И какими были последние годы всеми любимого советского артиста? Сейчас узнаем!
Все мы родом из детства
Родился и рос будущий исполнитель роли всесоюзно любимой Бабы Яги в семье французского инженера. Франц де Милье прибыл в Россию по рабочим вопросам и встретил свою единственную любовь Елизавету Журавлеву. Девушка настолько сразила француза своей красотой, что Франц сделал ей предложение руки и сердца.
Русская красавица не стала тянуть с ответом и дала согласие на брак. Пара жила в любви и достатке, а вскоре в их семье родился долгожданный сынишка, которому дали имя Георгий.
Мальчик жил в роскоши, с самого детства к нему была приставлена гувернантка, обучавшая его на музыкальных инструментах, литературе и языкам.
Правда счастье длилось недолго. Малышу было всего три года, когда его отец покинул этот мир. Елизавета тяжело переживала уход супруга и утешала себя лишь тем фактом, что это обстоятельство никак не отразилась на финансовом положении семьи.
Елизавета с сынишкой продолжала жить в шикарной московской квартире и иногда посещать принадлежавшую ей дачу, расположенную в Геленджике.
♦ Однако, все изменилось с приходом к власти большевиков. У женщины отобрали квартиру и поселили вместе с сынишкой в коммунальной квартире.
♦ В целях безопасности Георгий с юных лет был вынужден немного изменить свою фамилию, с де Милье на Милляр, чтобы хоть как-то скрыть французские корни.
В какой-то момент Елизавета решила, что безопаснее всего им с сыном будет переехать в Геленджик. Там мальчик смог спокойно окончить школу. Сразу после вручения аттестата он устроился на работу в местный театр. Но не актером, а простым бутафором.
Работая в театре, молодой человек лелеял мечту о том, что когда-нибудь он выйдет на сцену и станет известным артистом.
В один из дней ситуация сложилась так, что юный бутафор вышел на сцену родного театра и исполнил роль, никого нибудь, а Золушки — да так, что публика еще долго купала его в несмолкающих овациях.
Судьбоносная встреча
Вкусив сладость актерского триумфа, Георгий Францевич решил отправиться в Москву, где освоил курсы актерского мастерства, и некоторое время даже работал в театре. Однако вскоре распрощался со сценой ради кинематографа.
Сначала были небольшие роли в нескольких кинолентах, а в один прекрасный день в жизни артиста случилась встреча, перевернувшая всю его жизнь – встреча с главным сказочником СССР Александром Роу.
Ради роли готов на все!
Ради роли артист готов был терпеть любые неудобства: от жары до многочасового грима. Например, ради роли черта в «Вечерах на хуторе близь Диканьки» оклеивался шерстью на голое тело в лютый мороз.
Ради образа бабы Яги в «Василисе прекрасной» артист сутками ходил в сложном гриме. Кроме того, он побрился на лысо и сбрил брови. Точно такой же фокус он проделал и ради образа Квака в «Марье Искусснице». При этом, добровольно измазался зеленкой, чтобы помочь гримерам.
Хамоватый, жуткий и опасный на экране, в жизни артист был тихим, скромным и очень светлым человеком. Человеком с разбитым сердцем.
Личная драма «короля нечисти»
В начале тридцатых, артист женился на хорошенькой костюмерше по имени Маргарита. Но жена оказалась ветреной и часто падала в объятия одного весьма известного режиссера. Об этом знали все, но Георгий Милляр не желал верить слухам.
В один из дней счастливая Риточка подбежала к мужу и обняла его:
– Юрочка, у нас скоро будет малыш!
Милляр сбросил руки жены со своей шеи и отчеканил:
– У тебя.
– Что? – опешила Рита.
– У тебя будет ребенок. Я не могу иметь детей.
– Как?! – ахнула молодая жена.
– Я бесплоден. Не хотел тебе говорить, стеснялся. А оно вон как вышло, – горько усмехнулся артист – Собирай вещи и убирайся!
Обиженная женушка ушла и тут же развернула бурную деятельность: строчила доносы, из которых следовало, что Милляр «больше по мальчикам, чем по девочкам».
Через пару дней за артистом пришли. Две недели его держали в застенках, бесконечно изводя допросами. После этой истории Милляр стал бояться женского коварства.
Ходили даже слухи, что своим пугающим образом Бабы-Яги актер якобы мстит всему женскому роду разом. А актер просто понимал, что у него развязаны руки: он мог изуродовать себя для роли так, как не решилась бы ни одна женщина.
И Георгию Францевичу подобное нравилось. Нравилось быть кем-то другим. Он понимал, что писаным красавцем ему не быть и перевоплощался в те образы, в которые мог, сбегая от реальности.
А что с реальностью было не так?
Рано оставшись без мужа, Елизавета всю свою любовь отдавала маленькому Юрочке, как называли будущего артиста дома. Она буквально душила паренька бесконечной опекой. Впоследствии очень ревностно относилась ко всем его женщинам.
Как видят дорогие читатели, Георгий Францевич все же попытался построить личное счастье с костюмершей Ритой, а когда из этого ничего не вышло, решил раз и навсегда забыть о женщинах и сделал маму центром мира.
Неудивительно, что смерть единственного близкого человека сильно подкосила артиста. Он и прежде-то любил пропустить рюмочку «для согреву», а с уходом из жизни мамы и вовсе пустился во все тяжкие. Ему хотелось хоть ненадолго забыть о своем одиночестве.
Из-за тяги к бутылке у артиста часто случались скандалы с режиссером А. Роу. На съемки Милляр зачастую заявлялся не в самом трезвом состоянии, однако найти «тайник» артиста никому не удавалось.
Перед тем как идти на работу, Георгий Францевич заходил в местный ларек и отдавал стоявшей за прилавком девушке бидон.
– Молочка бы… как обычно, – заговорщическим тоном говорил он.
Продавщица понимающе улыбнулась, поставила в бидон небольшую емкость, наполненную местным самогоном. Сверху все это «безобразие» заливалось молоком в целях маскировки. Вот с этим заветным бидончиком «молока» артист и заявлялся на съемки.
Однажды в ходе съемок «Морозко» компанию Милляру в распитии крепких напитков составил Иванушка – артист Эдуард Изотов. Увидев двух не стоящих на ногах актеров, режиссер Александр Роу впал в ярость.
– Он – режиссер гневно ткнул пальцем в Милляра – чем хуже – тем лучше! Но ты-то, Эдик! Ты ж красавца играешь!
Но пил Георгий Францевич не только от горя.
Он был образован, в совершенстве владел русским, немецким и французским, и в целом имел «буржуазное» воспитание, которое всеми силами пытался скрыть – страшно боялся загреметь в тюрьму за свое происхождение.
Вот и старался быть «своим» с простым людом. А разговоры «за жизнь» под рюмочку этому очень способствовали. Кроме того, у артиста был исключительный талант к писательству.
Например, он написал свою знаменитую Азбуку Милляра (рекомендую почитать), где у каждого слова было свое шуточное толкование, подчас весьма похабное. Не зря же сам автор сего шедевра иногда именовал себя «Стариком Похабычем».
Позднее счастье «бабы Яги»
Видя, что друг пропадает под властью зеленого змия, Александр Роу посоветовал ему жениться. Избраннице артиста было чуть больше 50, а самому ему – за 60.
Когда актер делал ей предложение, женщина воскликнула:
– Георгий Францевич, ну куда уж мне? В моем-то возрасте и жить с мужчиной!
– А я не мужчина, Марья Васильевна, – улыбнулся артист – Я баба Яга!
У артиста с супругой были очень трепетные и теплые отношения.
Они выглядели по-настоящему счастливой парой. Марья Васильевна ухаживала за мужем, словно за малым дитятком: в быту артист был совершенно беспомощен и крайне наивен.
Забвение
Если в личной жизни у Милляра на склоне лет все наладилось, то карьера пошла на спад. Когда Александра Роу не стало, «баба Яга всея Руси» резко оказалась не у дел.
Артиста не только не звали в кино, но даже не приглашали на встречи со зрителями. А если и приглашали, то потом все отменялось. А он ждал и надеялся, что о нем вспомнят. Надеялся до последнего дня.
Ушел самый народный советский аристократ также просто и тихо, как жил – во сне остановилось сердце. Георгию Францевичу шел 90 год.