Роман Филиппов долгое время был главным Дедом Морозом СССР.
– Сгубил себя! – рыдала 50 — летняя вдова Екатерина Филиппова. – Так рано, Рома!
И месяца не прошло, как знаменитый актер отметил 56-летие. А ведь жизнь, несмотря на тяжелые 90-е, была к звезде благосклонна: много работы, любимая семья, дом – полная чаша. Но вот здоровье подводило.
А актер ситуацию усугублял.
– Я не люблю выпить, я люблю напиться! – не скрывал Роман Филиппов.
«Вот это рост! Вот это бас!»
Он родился в Симферополе в январе 1936-го. Родители – бывшие артисты Ленинградского Большого драматического театра. Сергей Филиппов и Анна Кудерман год назад перевелись в Первый Советский театр, ныне Крымский имени Максима Горького.
Откуда было знать, что это обернется бедой? Схватки начались прямо во время спектакля! Анну увезли в роддом и решили делать кесарево сечение: ребенок был слишком крупный для хрупкой мамы.
Но при операции врачи занесли инфекцию. Моментально пошло заражение крови, а страшно дефицитного импортного пенициллина не было. Кудерман умерла, так и не увидев своего малыша-богатыря весом аж четыре с половиной килограмма.
Убитый горем Сергей Филиппов перебрался с сыном в Горький. Там и встретил учительницу Ирину Сергеевну. Роме было три, когда отец женился.
Мачеха оказалась красивой, умной и очень доброй. Мальчика приняла как родного, и он женщину обожал – звал мамочкой.
Впрочем, Рому Филиппова невозможно было не любить. Он обладал благо душным нравом и был щедро одарен природой. Отлично учился, много читал, изучал больше 10 языков, писал стихи, играл в шахматы так, что в 13 лет стал кандидатом в мастера спорта.
А еще была роскошная фактура: рост 193 сантиметра уже в 16 лет, косая сажень в плечах и уникальный, очень низкий голос – бас-профундо. Рома пел в церковном хоре. И собирался в духовную семинарию.
Но весной 1953-го в Горький приехала народная артистка СССР Вера Пашенная. С целью выявления талантов. Филиппов лишь успел войти в кабинет, где шло прослушивание, и поздороваться, как 65-летняя актриса воскликнула:
– Вот это рост! Вот это бас! Фактура не дура! Без всяких размышлений! В театральный!
Через месяц пацану пришел вызов в Училище имени Михаила Щепкина. Сниматься Филиппов начал уже на втором курсе.
Режиссеры обожали здоровяка: эпизоды с его участием запоминались и придавали фильмам яркую перчинку.
А в 1957-м, сразу после получения диплома, Романа приняли в Малый театр и с самого начала давали хорошие роли.
Однако через три года актер уволился, так как руководство отказалось поднять зарплату. Парень психанул и написал заявление об уходе.
Сменив еще два театра, в 62-м Филиппов уехал в Минск – к невесте Кате Шелихиной. И устроился в Национальный театр имени Янки Купалы, выучив за две недели (!) белорусский язык. После чего сыграл свадьбу.
Через год у пары родилась дочь Анечка. К тому времени Роман Филиппов был уже звездой, сыграв еще в 61-м в фильме «Девчата» лесоруба Васю Зайцева.
Поклонники восхищались и… тянули в рестораны. А актер не отказывался. Пил много, хотя и пьяным играл как бог. Поэтому претензий никто из коллег не предъявлял.
И зеленый змий затягивал удавку на шее все сильнее. А ведь врачи категорически запрещали делать это актеру.
– Роме было всего 30, когда случился инфаркт, – плакала вдова. – После гастролей в Донецке вдруг стал себя бичевать: «Работаю как бык, но не сыграл ни одной стоящей роли!»
Хотя Рому везде узнавали и ходили за ним, ходили! Но ему хотелось ролей на разрыв. Муж так разнервничался, что случился сильнейший приступ ослабленного алкоголем сердца!
Доктора сказали: – Будете пить – умрете очень скоро. А любимец публики лишь хмыкнул.
«Дед Мороз с вами прощается!»
Катя пыталась следить за мужем – вытаскивала его из злачных мест, гоняла даже на гастролях дружков-собутыльников. За что и получила от любимого прозвище «мое личное гестапо». А толку все равно было ноль.
В 68-м супруги переехали в Москву – Филиппова снова позвали в Малый. Дали трешку в центре как «всесоюзной знаменитости», которой Роман стал после «Бриллиантовой руки», где сыграл Евгения Ладыженского.
А в 72-м стал еще и главным Дедом Морозом Советского Союза – вел кремлевские елки. С «царским» окладом 800 рублей в месяц! При средней зарплате в стране 115!
– На елку нас забирала из дома персональная кремлевская машина, – хвасталась 75-летняя Екатерина Филиппова. – Возле Кутафьей башни была толпа, через которую мы буквально продирались.
Все мужики хотели с Ромой выпить! Они протягивали бутылки водки, а я шла впереди и расталкивала чужие руки! Что все равно не мешало мужу принять на грудь.
А здоровье становилось все хуже. И в августе 1991-го Филиппова свалил второй инфаркт. Екатерина взяла мужа под тотальный контроль.
Ни капли спиртного! Строгая диета! Да вот только здоровье народного артиста РСФСР было уже окончательно подорвано.
В январе 1992-го Роман Сергеевич отработал последний новогодний спектакль. Обычно в конце говорил:
«Дед Мороз с вами не прощается!» А в этот раз ошибся и заявил: «Дед Мороз с вами прощается!» Так и вышло. В феврале Филиппов умер от тромба.