Роль в «Зимней вишне» стала для Елены Сафоновой поистине звёздной. Ее героиня, мать-одиночка Ольга, вызывала огромное сочувствие, несмотря на то, что разбивала семью, встречаясь с женатым Вадимом в исполнении Виталия Соломина.
Но Ольга выглядела трогательно и беззащитно, впрочем, и Вадим был обаятельный мужчина, обманывал, правда, сидя на двух стульях.
— В этой истории было иное отношение к разлучнице, — спустя годы объясняла актриса успех картины. — В советском кино любовница — кошмар семьи, ведьма, а в «Зимней вишне» она была нормальным человеком, просто хотела счастья. И мужчина, которого она любила, не оказался мерзавцем.
Как выяснилось позже, Сафонова знала, о чём говорила, не понаслышке и не из-за глубокого вживания в роль. Елена проснулась знаменитой после выхода картины на экраны в 1985 году.
Актрису называли главной матерью-одиночкой страны, а картину — гимном одиноких женщин. Наверное, Сафонова и предположить тогда не могла, что в чём-то её судьба окажется схожа с экранной!
Стать актрисой Лена мечтала с детства. Она росла в творческой семье актёра Всеволода Сафонова и Валерии Рублёвой, режиссёра «Мосфильма».
— О том, что стану актрисой, знала всегда, — рассказывала Сафонова. — Правда, я всегда думала не столько о кино, сколько о театре.
Никакого выбора профессии передо мной не стояло. Выбирать скорее могли мои родители — запретить мне пойти в «актрисы» или разрешить.
Лечь костьми, как говорится, чтобы я стала кем угодно, только не принимала бы на себя это семейное «проклятие» (папа — актёр, мама работает вторым режиссёром на «Мосфильме»), или, наоборот, профессионально помочь мне на этом поприще. Они раздумывали и сомневались. А мне все было ясно с самого детства — только актёрская судьба…
К сожалению, когда Леночке было 14 лет, родители развелись, но отец всегда поддерживал Елену. Ещё учась в школе девочка снялась в фильмах «Ищу мою судьбу» и «Три дня в Москве».
Мало кто знает, почему будущая актриса, поступив во ВГИК с огромным трудом, не с первого раза, в итоге ушла с первого курса и ушла не по своей воле.
По словам Сафоновой, ей предложили оставить учебное заведение по собственному желанию из-за её дружбы с неким мужчиной, покинувшим СССР. Поэтому она даже уехала из Москвы, поступив в на актёрский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.
С Виталием Юшковым они встретились на съёмках картины «Семья Зацепиных». 25-летний актёр служил в БДТ. Вдали от родителей, живших в Москве, девушке так хотелось тепла и заботы! Возможно, благодарность за это мужское тепло она приняла за любовь?
— Мой первый брак был совершенно случайным, — признавалась позже Сафонова. — Муж был хорошим человеком. Просто накануне свадьбы я вдруг поняла: мне надо идти в загс, а я его не люблю.
Вышла замуж потому, что мне было неудобно отказаться перед его родителями… И мы прожили с супругом более-менее благополучно шесть лет.
Юшков в перестройку уехал с новой женой в Израиль, где судьба его сложилась незавидно. Трудился разнорабочим, много пил, развёлся, лишился всего и закончил дни в доме престарелых. После института Сафонову взяли в труппу Ленинградского театра имени В. Ф. Комиссаржевской.
Карьера молодой актрисы стартовала очень удачно, ей давали роли в театре, в кино она снялась в главной роли в картине Киевской студии имени А. Довженко «Возвращение Баттерфляй». Но актрисе не нравилось, что в театре ей раз за разом предлагали играть современных девочек-подростков.
— Выглядела я тогда действительно совсем пионеркой, — вспоминала Елена. — С ужасом думала, что пройдут годы, а я всё буду бегать по сцене с хвостами и бантами.
С жалостью я смотрела тогда и на многих своих коллег в труппе, которым тоже суждено было до седых волос изображать мальчиков и девочек. Короче, меня испугали такие творческие перспективы, и я сбежала из театра, не проработав и два года…
Служить в театре Елена больше не хотела, бунтарка по природе не желала принадлежать конкретному коллективу. Поэтому она рвалась сниматься в кино, и ей предлагали неплохие роли. Триумфальной стала «Зимняя вишня».
Режиссер фильма Игорь Масленников говорил, что в этой героине тысячи зрительниц узнали самих себя: «Сафонова была превосходной моделью.
Елена, переживающая все в себе, очень трепетная, закрытая, вкрадчивая, немногословная, вызывала сочувствие у зрителя. Многие женщины стали копировать ее манеры, прическу, наряды из фильма».
Успех картины был огромным, а актрису засыпали новыми ролями. Вскоре на экраны вышли ленты «Софья Ковалевская», «Где находится нофелет?» и «Филер» с участием актрисы.
Знаковым для Елены Сафоновой стал фильм Никиты Михалкова «Очи черные», где ее партнером оказался Марчелло Мастроянни. В 1990 году вышло продолжение «Зимней вишни», а в 1991 году актриса неожиданно для всех рожает сына Ивана.
Долгие годы она скрывала, кто был отцом ребенка, но всё тайное становится явным. Оказывается, у Елены, как у её героини, был роман с женатым мужчиной, Ваче Мартиросяном.
Мужчина не знал, что у него есть ребёнок от Елены, которому она дала свою фамилию. Ваче был красивым, обходительным мужчиной, но с женой он разводиться не собирался, о чём честно говорил Сафоновой.
Когда-то он с семьёй эмигрировал в Америку, и больше о Елене не слышал, а она тем временем родила. Известно, что журналисты связались с Мартиросяном через 25 лет после появления на свет ребёнка, и известие повергло его в шок:
— Как она могла не сказать мне про сына! Он уже взрослый мужчина, я столько пропустил! — расстраивался Ваче.
У Елены же после рождения Ивана вскоре начался «французский период». Её пригласили на съёмки во Францию, где она снялась в пяти фильмах.
На съёмках первой из этих пяти картин «Аккомпаниаторша» Елена познакомилась с актёром Самюэлем Лабартом, моложе её на шесть лет.
Элегантный француз покорил сердце актрисы, она вышла замуж и переехала к нему с Иваном. Вскоре родился сын Александр, Елена продолжала сниматься в кино и устроилась в небольшой театр.
Она не забывала и о России, снявшись в 1995 году в «Зимней вишне 3». Но в семье возникли серьёзные разногласия.
Во-первых, супруг требовал от Елены, чтобы она больше времени посвящала семье, а она стремилась ирать в кино и на сценег. Во-вторых, жизнь во Франции не пришлась ей по нраву, актриса не чувствовала себя дома.
— Я долго думала. Уже хотела отказаться от актерской карьеры, сидеть дома и воспитывать детей. Но потом все же решила расстаться с мужем.
И причина вовсе не в дилемме «дом или работа». Я очень скучала по Москве, по России, — признавалась артистка.
Возвращалась актриса с одним лишь Ваней, Александра муж не собирался отдавать, а французские законы были на стороне отца. Актрисе пришлось всю жизнь довольствоваться встречами с младшеньким во Франции.
Ну а в Москве Сафонову ожидало блестящее развитие актёрской карьеры. Она оказалась востребована в современном кино, да и к театру стала благосклоннее, блистая в антрепризах. К сыну летала по возможности, видеться с ним ей никто не запрещал.
Сегодня Иван Сафонов работает на «Мосфильме», а Александр Лабарт стал актёром и так и живёт во Франции, больше общаясь с вырастившим его папой-французом, чем с русской мамой.