«Человек-то он, может и хороший, да больно некрасивый» — откровения тещи Анатолия Папанова

— Ну сколько ж можно-то?! Не муж, а несчастье какое-то! — вытирала слезы Надя, пакуя чемоданы.

— Надя, Наденька, я… — Анатолий икнул и пошатнулся, схватившись за стену.— Вижу, что ты! И в каком состоянии — тоже вижу! — буркнула Надя и вылетела из квартиры с чемоданом наперевес.

Она и сама понимала, что бросать Толю в таком состоянии — низко, но его обильные возлияния уже стояли у нее поперек горла.

Дойдя до дома матери, женщина вытерла влажные дорожки на щеках и позвонила в дверь.
— Надень…ка…– все веселье пожилой женщины вдруг как ветром сдуло, едва взгляд ее сконцентрировался на чемодане.
— Мам, а я это… в общем, вот… – Надя всхлипнула

– У тебя муж есть? — строго спросила мать.
— Ну… да…
– Вот с ним и живи! – припечатала пожилая женщина и захлопнула дверь.

Этот актер с нестандартной внешностью долгое время не верил, что ему под силу играть в кино — слишком уж «театральной» была манера его поведения перед камерой.

Однако он все же сумел ворваться в людские сердца и стать одним из любимых артистов СССР. Но что Анатолий Папанов таил за громким смехом? Сейчас узнаем!

Без вины виноватый

В 18 лет Толя Папанов работал на заводе. В один из дней нечистый на руку работник предприятия решил присвоить себе несколько деталей.

В милиции разбираться не стали и арестовали всех, кто работал в ту смену. Так Толя Папанов 9 дней провел в заключении, хотя был ни в чем не виноват. А когда вернулся домой, то отец взгрел его так, что Толик еще неделю не мог встать с постели.

Сороковые роковые

Едва Толя стал совершеннолетним, он отправился добровольцем — защищать Родину. «Сороковые роковые» оставили страшный след на всей дальнейшей жизни будущего актера. Он с первых дней очутился в самой гуще событий и был назначен командующим зенитной батареей.

Анатолий Папанов доблестно сражался и получил звание старшего сержанта.
В 1942 году будущий актер был серьезно ранен, в результате чего лишился двух пальцев на ноге. Но об этом он не любил распространяться и предпочитал умалчивать о том, что ему пришлось пережить.

Читать  Роман Филиппов: «Я не люблю выпивать, я люблю напиться!». Актёр 30 лет прожил с женой, которую называл своим «личным гестапо»

Из-за ранения хромающего паренька даже не хотели брать в театральный — сомневались, что он сможет танцевать и плавно двигаться. Но он доказал всем, что способен на многое! Во времена учебы он встретил свою единственную любовь — однокурсницу Надежду Каратаеву.

Актер, непригодный для кино

В ту пору молодой Папанов играл на сцене театра сатиры. Впрочем, играл — это громко сказано. В основном ему доставались роли «десятого гриба в седьмом ряду».

В таких особо талант не раскроешь и себя не покажешь. Удивительно, как актера сумел разглядеть начинающий режиссер Эльдар Рязанов. Но факт есть факт: он позвал Анатолия Дмитриевича попробоваться на роль Огурцова в культовом ныне фильме «Карнавальная ночь».

Но Папанов не понимал специфики игры на камеру, в результате чего каждое его действие было пронизано театральностью.

Неопытный режиссер не смог направить актера в нужное русло, в результате чего стало ясно: театральный Папанов непригоден для съемок в кино.

Однако спустя пять лет Рязанов решил предпринять еще одну попытку «зажечь звезду Папанова» и снял его в своем фильме «Человек из ниоткуда». Но кинолента легла на полку на долгие 20 лет.

К тому времени, когда фильм был показан по телевидению, Папанова уже обожали миллионы советских зрителей. Как же так вышло, что неповоротливый, грубоватый, по мнению театрального режиссера Плучика, артист, вдруг стал народным?

Счастливый случай в судьбе

Главное для актера — умение ждать. Но огромную роль в актерских судьбах играет «Его Величество случай». У Папанова таких случаев было несколько.

Первый произошел, когда актера по чистой случайности утвердили на роль боксера в спектакле «Дамоклов меч». Очень уж подходил по физическим параметрам, а вот по всем остальным — вызывал сомнения. Даже режиссер сомневался: а сможет ли Папанов? И он смог!

Так сыграл, что билеты на спектакль с его участием было не достать! На одном из этих спектаклей его и увидел автор романа «Живые и Мертвые» Константин Симонов.

Симонов увидел в этом никому не известном артисте идеальное попадание в образ генерала Серпилина. Но уговаривать Папанова на эту роль пришлось долго, всем миром. Вернее, всем общежитием, где тогда жил Папанов.

Читать  Дивы нулевых: Штурм, которая едва вышла из школы и Катя Лель как передатчик высших существ

Во время телефонных переговоров актера с ассистентом режиссера все соседи столпились за спиной Папанова и шептали: «Согласись, Толя! Согласись!».

Но он очень долго сомневался, а впоследствии говорил о роли Серпилина так: «Думаю: ну почему ж меня пригласили на эту роль вообще?

По какой причине. Ну там <в романе> было такое определение… внешности генерала Серпилина, там было сказано: генерал Серпилин обладал лошадиным лицом, но умными глазами. Ну с первым определением у меня было вроде как все благополучно. А вот со вторым дело обстояло несколько сложнее».

Любовь как спасение

Анатолий Папанов никогда не считал себя красавцем. Впрочем, не только он. Вдова актера, Надежда Каратаева вспоминала, как Анатолий пришел к ее маме, чтобы попросить руки Надежды.

Посидели, попили чай, поговорили, а когда за Папановым закрылась дверь, мама Надежды тихо сказала: «Человек-то он, может и хороший, да больно некрасивый».

Несмотря на это Надежда прожила с «не красавцем» Анатолием счастливые 48 лет и родила ему дочку Елену. Но в один миг их брак оказался под угрозой из-за объятий другой: очаровательной зеленой змейки, которая радушно подносила актеру стаканы и рюмки с чем покрепче.

В один прекрасный момент Надежде все это надоело и она попыталась уйти от мужа, но мать не пустила ее на порог: твой муж — с ним и живи.

Пришлось Надежде бороться с пагубной привычкой благоверного. И ей удалось добиться того, что Папанов долгие годы не брал в рот ни капли.

Король импровизаций

Именно так можно было бы назвать Анатолия Папанова. Множество фраз его героев ушло в народ и почти все эти фразы — гениальные импровизации.

Так, например, в фильме «Берегись автомобиля» режиссер Эльдар Рязанов даже хотел переснимать сцены с Папановым — слишком уж гротескными они получились. Но на пересъемку не хватило времени.

Бывало и так, что импровизации рождались абсолютно случайно. Например, в фильме «Бриллиантовая рука».

Читать  Сама родила - сама обеспечивай: 8 звёзд, отказавшихся платить алименты

Одним из самых забавных моментов фильма была сцена, в которой Андрей Миронов и Юрий Никулин рыбачат, а под водой за ними наблюдает Папанов.

Непростую с технической точки зрения сцену переснимали несколько раз, пока в один прекрасный момент продрогший и злой Папанов не вынырнул из воды и не рявкнул на оператора – «Идиот!».

Сие прочувствованное ругательство по чистой случайности попало в кадр и до того органично вписалось в атмосферу сцены, что режиссёр решил оставить это «крепкое словцо» в фильме.

Не друзья

К слову сказать, гениальный дуэт Анатолия Папанова и Андрея Миронова был настолько органичен и ярок, что все верили: актеры дружат и в реальной жизни. Но это было далеко не так.

Анатолий Дмитриевич первое время был недоволен, что «зеленому юнцу» Миронову, «который и так любимец фортуны», достаются самые яркие, сочные роли. В то время как он, отдавший театру много лет, терпеливо ждет «у моря погоды».

Однако со временем Анатолий Дмитриевич проникся симпатией к Миронову и многократно говорил журналистам, что рад сотрудничать с таким одаренным артистом, как Андрей Миронов.

Недолюбливал роль, сделавшую его любимцем детворы

Если после «Бриллиантовой руки» от Папанова были без ума все взрослые СССР, то после выхода на экраны «Ну, погоди!» к числу фанатов артиста прибавились еще и дети.

Но самого артиста такая популярность вовсе не радовала. Где бы он ни появлялся, детвора окружала его и начинала радостно вопить: волк! волк!

— Дети, я не волк, я дядя Толя! — пытался перекричать ватагу сорванцов артист. Но бесполезно. В конце-концов советский артист не выдерживал и выдавал фирменное: «Ну, заяц, погоди!» на радость детворе.

А потом, дома, сидя с женой на кухне, сокрушался:
– Надя, этот волк мне всю карьеру зубами перегрыз!

Анатолий Папанов по сей день является одним из любимых советских актеров. Его персонажи такие теплые и родные, что при одном лишь взгляде на них мы избавляемся от грустных мыслей, а на душе становится так светло и легко, что хочется продолжать жить.

ИСТОЧНИК

Оцените статью