Александр Калягин настоящий баловень судьбы. Он родился поздно, в эвакуации. Его отцу, декану исторического факультета, на тот момент было уже 50 лет. А через год папы не стало. И весь поток любви мать-вдова излила на единственного сына.
Мама преподавала французский, в совершенстве владела пятью языками, была интеллигентнейшей мягкой женщиной. Она баловала Сашеньку безмерно, вместе со всей своей многочисленной родней, исключительно женского пола. Так что Саша получил типично женское воспитание.
«С младенчества меня окружала только женская аура, я был обволакиваем любовью и нежностью. Как мальчик я это чувствовал и сразу садился на голову.
А сев, проявлял свой настырный характер. И это при всем при том, что я человек не нахальный, но ленивый. Видно, я рано понял, что кривляние и ничегонеделание — моя стихия.
Родные любили меня просто безмерно и были в восхищении от всех моих выступлений. «Очень, очень талантливый мальчик», — говорили они мне.
Меня это вдохновляло и раскрепощало. Хотя они и не просили меня: «Аличек, встань на табуреточку и что-нибудь прочитай». Им нравилось, когда я изображал кого-то. Тогда мне казалось, что работа актера — легкая…», — вспоминал после Калягин.
В 13 лет он написал письмо своему кумиру — Аркадию Райкину, где задал вопрос: «Как вы достигли такого таланта?». Артист – неожиданно — прислал ответ: «Талант не достигается. Это то, что дано или не дано природой. Но я верю в жизни только в одно: в труд». Это письмо Александр бережно хранит до сих пор.
Саша был, не смотря на нежную атмосферу вокруг, сложным ребенком. Казалось бы: милый пухлый мальчик, старается маме больших проблем не доставлять…
И все же, сладить с ним было трудно. Например, Саша прилежно пиликал на скрипочке три года, пока учитель музыки не ударил его смычком по пальцам за неверно взятую ноту. Саша пришел домой грустный и со всего размаху сел на скрипочку. Так окончились его мучения в музыкалке.
В обычной школе он тоже не блистал прилежанием. Страдал от муштры, считал, что к нему придираются. Если получал двойку, то бросал портфель и уходил с уроков. А вечером за портфелем заходила ласковая всепрощающая мама.
Когда Александр начал особенно своевольничать, поговорить с ним по-мужски попросили единственного дальнего знакомого мужского пола. И через пять минут тот взялся за ремень. Мамино сердце, естественно, не выдержало.
В общем, с суровым воспитанием не заладилось, а ласка и бесконечные потакания уже не помогали. В какой-то момент мать, не зная, как сладить с сыном, отправила его получать профессию.
Александр отучился в медучилище и два года отработал на «скорой». Это был ценный опыт. Саша насмотрелся на жизнь со всех ракурсов и, наконец, взялся за ум. Правда, становиться медиком не захотел, а решил поступать в Щуку.
Сначала педагоги смотрели на него с сомнением. Пухленький, с ранней лысинкой, он вызывал лишь недоумение. Какое амплуа может подойти такому человеку?
Но все изменилось, когда Александр изобразил сценку, где застенчивый молодой человек постепенно набирается перед свиданием с барышней. Его искрометное и легкое ироничное исполнение роли произвело фурор, и сам актер почувствовал себя гораздо увереннее.
Во время учебы Калягин встретил Татьяну Корунову, женился, выпускались они уже как семья. Вместе пошли работать в театр на Таганке и вместе ушли оттуда, глубоко обиженные. Обоим не давали ролей.
Татьяна была беременна, и ей скоро стало не до актерских амбиций, а вот Калягин продолжал рваться к славе. Хотя временами и у него опускались руки. Казалось, никто его не ценит, никому он не нужен.
С трудом он устроился работать в «Современник». Но однажды Галина Волчек устроила ему публичный разнос за опоздание на репетицию.
«Долго рассказывала, как Евстигнеев ехал из Минска по заснеженной дороге, лишь бы успеть на спектакль. «Семьсот километров за рулем!
А вы, молодой актер, позволяете себе такое!» Жесткий тон меня напугал, я слушал и понимал: ни за что здесь не останусь… И вскоре ушел к Олегу Николаевичу во МХАТ. Вместе с Женей Евстигнеевым и Мишей Козаковым…», — вспоминал Калягин.
Надо сказать, что опоздал он по уважительной причине. В то время в его жизни происходили ужасные события. Сначала долго болела и умирала от рака молодая жена, а через год – тоже от онкологии – ушла мама.
Актер крутился, как мог, добывая лекарства и оплачивая визиты врачей. Назанимал огромные суммы денег, которые возвращал потом много лет. Но обеих дорогих женщин он потерял.
Следующие годы Калягин вспоминает с содроганием. Держался он только ради маленькой дочки. От переживаний очень много ел и толстел. Благодаря упитанной лоснящейся физиономии его и пригласили на главную роль в картину «Здравствуйте, я ваша тетя!».
То была, безусловно, поворотная роль в карьере актера, к тому же, она помогла ему справиться с тоской. Съемки проходили очень легко, все старались снять с одного дубля, ведь бюджет был мизерный.
Зато атмосфера за кадром царила непередаваемая. Вот благодаря этой атмосфере веселья, добродушия, сопричастности, Калягин начал оттаивать.
Он с энтузиазмом вживался в роль тетушки Чарли – даже когда ходил обедать в буфет – не переодевался, чтобы не выходить из образа. И чтобы создавать хорошее настроение окружающим. Они, увидев лысую дамочку, реагировали очень непосредственно.
После тетушки его актерская карьера резко пошла вверх. Калягина стали узнавать на улице, предлагать интересные роли.
Его самая любимая работа – в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». Там он практически неузнаваем. Придирчивый Михалков заставил всегда полного актера сильно похудеть.
Тот взял себя в руки и месяц почти ничего не ел. Такой режим питания позволил ему скинуть более 17 килограмм. Тогда, наконец, лицо Калягина приобрело нужные Михалкову рельефность и выразительность.
Свою вторую супругу Калягин, кстати, встретил на съемках именно этого фильма. Евгения Глушенко оказалась прекрасным человеком, она очень тепло отнеслась к дочери актера Ксении. Девочка, соскучившаяся по женской ласке, через какое-то время даже сама попросила отца: «А давай Женя к нам переедет?»
Евгения заменила Ксении мать, она оставалась мягкой и заботливой, даже когда родился их с Калягиным общий сын Денис.
Брак Калягина-Глушенко казался образцовым, они вырастили прекрасных детей, дали им образование, никогда не выносили сор из избы.
И все же этот союз распался… Евгения устала терпеть измены и ушла. Развод супругов обсуждали долго и громко, потому что он был очень неожиданным – после 40 лет брака!
После расставания Евгения смогла найти свое женское счастье, она любит и любима. Александр живет один. Он всецело поглощен работой.
С 1993 года Калягин работает художественным руководителем театра «Et cetera». Красивое здание построено по идеям Калягина, неподалеку от тех мест, где прошло его счастливое детство.
«Это чудо! В моем родном городе, на улице, где я бегал мальчишкой, стоит роскошный театр, похожий на волшебный замок, воплотившаяся мечта моего детства».