Евгений Евстигнеев: почему над актёром смеялись в театре и как ему пришлось покинуть сцену

Он появился на свет 9 октября 1926 года на окраине Нижнего Новгорода в семье заводских рабочих — отец был металлургом, мать трудилась фрезеровщицей.

У родителей Жени была большая разница в возрасте — отец был старше матери на двадцать лет и ушёл из жизни, когда сын ещё не отправился в первый класс.

Вскоре мама снова вышла замуж. Отчим принял маленького Женю и воспитывал его до самой своей смерти — парню тогда исполнилось семнадцать.

Осилив школьную семилетку, Евстигнеев пошёл учиться с дизельностроительный техникум, а параллельно устроился слесарем на автомобильный завод, где проработал четыре года. Зарплату он получал неплохую, так что удавалось помогать овдовевшей матери.

В свободное время юноша начал посещать кружок самодеятельности, где в нём проснулся талант музыканта — Евстигнеев блестяще играл на фортепиано, гитаре и ударных, а порой развлекал публику импровизациями на обычных вилках.

На одном из выступлений самородка заметил ректор местного театрального вуза и протянул записку с приглашением на экзамены.

Предложение было заманчивым, но Евгений долго не решался оставить работу. К тому же, мать была категорически против актёрской профессии, считала это занятие несерьёзным и даже порочным.

Причиной её опасений была история со сводным братом Евстигнеева — тот устроился в театр, а вскоре загулял и пропал без вести. Несмотря на предостережения матери, Евгений всё же решил не упускать свой шанс — разучил какую-то басню и отправился покорять приёмную комиссию.

Педагоги сразу разглядели в парне талант и вскоре он пополнил ряды студентов. После выпуска для него нашлось место в труппе Владимирского драмтеатра, но спустя три года Евстигнеев понял, что пора двигаться дальше.

В Школу-студию при МХАТе его лично зачислил ректор Вениамин Радомысленский — причём сразу на третий курс. Поначалу однокурсники — вчерашние школьники, косо поглядывали на лысеющего взрослого мужчину, но Евстигнеев быстро доказал, что он среди них самый талантливый.

Читать  Поступки знаменитостей, за которые им было "ну очень" стыдно. Ого! Какие скелеты в шкафу!

Ещё в годы учёбы вместе с другими студентами актёр основал «Студию молодых актёров», которая вскоре переросла в собственный театр, получивший название «Современник».

Первым большим успехом Евстигнеева на этой сцене стала главная роль в спектакле «Голый король». Актёр славился неподражаемой манерой игры и постоянными импровизациями, которые рождались потому, что он часто забывал текст.

Порой оговорки выходили забавными, но случались и опасные моменты. Так в спектакле «На дне» актёр напрочь забыл целый монолог своего героя Сатина — произнёс лишь последнюю фразу «Человек — это звучит гордо!», затянулся папиросой и ушёл со сцены.

От такого прочтения классики в восторг пришёл присутствовавший в зале польский режиссёр Анджей Вайда.

А вот в постановке «Большевиков» Луначарский в исполнении Евстигнеева однажды во всеуслышание заявил, что «у Ленина жоп жёлтый…» — по тексту жёлтым был лоб. От смеха полегли и зрители и актёры, а спектакль даже пришлось ненадолго приостановить.

В кино Евгений Евстигнеев дебютировал в 30 лет — сыграл капитана Петерсона в экранизации купринского «Поединка».

Популярность актёру принесла роль товарища Дынина в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» — фразы его героя моментально разошлись на цитаты.

Следом были «Гиперболоид инженера Гарина», «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Золотой телёнок», «Бег», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Семнадцать мгновений весны», «По семейным обстоятельствам», «Место встречи изменить нельзя».

Музыкальный талант Евстигнеева раскрылся в фильмах «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх», затем актёр блестяще перевоплотился в канцлера Бестужева в фильмах о гардемаринах, а вершиной его творческой биографии стала роль профессора Преображенского в экранизации «Собачьего сердца».

За эту работу Евстигнеев был удостоен Государственной премии. В начале 70-х Евгений Евстигнеев вслед за Олегом Ефремовым перешёл в труппу МХАТа.

Читать  Первую дочь Исакова и Мороз назвали в честь погибшей жены режиссера. Девочки вскоре не стало. Проклятие имени

Здесь актёр был занят в постановках «Трёх сестёр», «Чайки», «Дяди Вани». В последние годы у Евстигнеева наступили непростые времена в личной жизни, начались проблемы со здоровьем.

Он попросил Ефремова освободить его от ряда спектаклей, где его могли бы заменить молодые актёры, но в ответ услышал обидное: «Не можешь играть — иди на пенсию!». Евстигнеев написал заявление об уходе, сосредоточившись на съёмках в кино.

Свою первую жену Евгений Евстигнеев встретил ещё в годы учёбы в Школе-студии МХАТ. Москвичка Галина Волчек поначалу не обратила внимания на однокурсника из провинции, который к тому же обладал не самой привлекательной внешностью.

Однако вскоре Евгений раскрыл перед окружающими свой неимоверный талант и Галина поняла, что влюбилась в этого гениального актёра. Они сыграли скромную свадьбу в коммуналке и стали родителями сына Дениса.

Супруги были вместе уже девять лет, когда Гале нашептали про измену мужа. У того в театре завязался роман с замужней красавицей-актрисой Лилией Журкиной.

Волчек не хотела верить слухам, пока однажды во всём не убедилась сама. Предательство простить она не смогла — подала на развод, хотя осталась с бывшим мужем в дружеских отношениях.

До последних дней Естигнеев обращался к первой жене за советом в трудную минуту и жалел, что их семья распалась. Сын Денис пошёл по стопам родителей — стал успешным режиссёром, продюсером и оператором.

Роман Евгения Евстигнеева с Лилией Журкиной закончился двадцатью годами брака. На свет появилась дочь Мария, которая впоследствии стала актрисой «Современника».

Второй брак Евстигнеева сложно было назвать счастливым — пока актёр был на волне популярности, супруга страдала от невостребованности и сильно ревновала мужа к его успеху.

Из театра ей пришлось уйти — труппа единогласно приняла сторону обманутой Галины Волчек, а за Лилией прочно закрепилось звание разлучницы.

Читать  Королева в перьях, Тарзан в юбке: супруги смирились с выбором единственного сына и отгуляли на его свадьбе

Замолвить за жену словечко режиссёрам Евстигнеев отказывался — в его представлении это было просто неприлично. Дома часто случались ссоры и скандалы.

Закончилось всё тем, что Лилия пристрастилась к крепким напиткам и ушла из жизни в 48 лет. После смерти супруги у Евстигнеева случился второй инфаркт — и без того слабое сердце оказалось на грани.

Ещё до смерти второй жены вокруг имени Евгения Евстигнеева разразился громкий скандал — общественность узнала о романе актёра с его студенткой Ириной Цывиной, которая была младше на целых 37 лет.

В истинные чувства никто не верил — девушку обвиняли в холодном расчёте, самого мэтра в потере всякого стыда. Но влюблённые не обращали внимание на пересуды.

Рядом с юной женой Евстигнеев и сам помолодел, ожил, приободрился. Он с энтузиазмом брался за новые роли, много снимался, порой работал на износ. Однако возраст и давние проблемы с сердцем никуда не делись — актёру требовалась серьёзная операция.

Вместе с женой Евстигнеев отправился в Лондон, где ему предстояло перенести сложнейшее хирургическое вмешательство.

На консультации перед операцией врач подробно зарисовал изношенное сердце, показал, что где будут резать, а под конец предупредил, что никаких гарантий дать не может.

Живое воображение актёра слишком ярко изобразило самый худший сценарий — сразу после консультации у 65-летнего Евгения Евстигнеева случился третий инфаркт, и спасти его не удалось, несмотря на все усилия реаниматологов.

Тело актёра самолётом доставили на родину и захоронили на Новодевичьем кладбище. Последний фильм с участием Евстигнеева вышел на экраны спустя четыре года после его смерти — он сыграл Ивана Грозного в исторической драме «Ермак».

ИСТОЧНИК

Оцените статью