Последний раз Евгений Леонов сыграл в кино в 1993 г., всего за несколько месяцев до своей смерти. Это была картина «Американский дедушка». Собственно, только этим фактом фильм и интересен.
Типичный сюжет перестроечного кино, шаблонные персонажи, странный юмор и явный перебор с саундтреками. Не зря Евгению Леонову было стыдно за свое участие в этом фильме.
Сюжет наоборот
Сценарий «Американского дедушки» писали, что называется, в духе времени. Хотели добавить сатиры и высмеять перестроечное время, но получилось отчего-то не смешно, а грустно.
Пока народ эмигрировал из России в Штаты, чтобы начать жить «как люди», герой фильма возвращается на родину, чтобы умереть.
Дедушка-миллионер, которого и играет Евгений Леонов, распродал все имущество в США, отдал деньги на благотворительность и приехал на ретроавтомобиле в Россию к внуку Гоше. Внук должен был подыскать деду подходящее место на кладбище.
Многочисленные родственники как бы и рады, что к ним приехал дедушка с долларами. Ведь сами они потеряли работу, а некоторые и вовсе подумывали свести счеты с жизнью. Правда, рады до тех пор, пока не узнают, что «этот старый маразматик» спустил все богатство на приют для собак.
Пока Гоша занимается приготовлениями к похоронам, что оказывается делом весьма непростым, неунывающий дед пустился во все тяжкие. В одном из ресторанов он знакомится с юной Ингой, особой не очень высокой социальной ответственности и… передумывает умирать.
Американский дедушка быстро приспосабливается к условиям российского капитализма. В финале он женится на своей подруге, которая уже ждет ребенка от него.
А кладбище, на котором внук выбил ему место, в итоге снесли. Фильм закончился на оптимистичной ноте. Вроде бы торжество жизни, вера в светлое будущее, но послевкусие какое-то странное.
Роль ради денег
Евгений Леонов называл период съемок веселым и интересным временем. Ему предстояло сыграть нетипичную роль. Да и вообще постперестроечное кино было, мягко говоря, совсем нетипичным для советских актеров.
А в «Американском дедушке» снималась целая плеяда знаменитых актеров. Леонову роль понравилась из-за «родства» со своим героем. Актер сам бывал в США (что по тем временам было еще редкостью), а потому ему было интересно воплотить на экране заокеанский типаж.
Но когда Леонов увидел отснятый материал, то пришел в ужас. В фильме есть сцены, где артист щеголяет практически голым.
Причем это были не те смешные эпизоды, как, например, в фильме «Полосатый рейс», в которых актер предстает в неглиже.
Как шутил сам Леонов, он был «первым актером, показавшим советскому зрителю голый зад». В «Американском дедушке» если «оголенка» и была сделана с юмором, то юмор вышел какой-то пошлый и низкопробный.
Во многом из-за вот таких сомнительных сцен зрители приняли фильм неоднозначно. Кто-то считает его смешным. Но многие задаются вопросом: как великий Евгений Леонов мог сняться в таком кино. А ответ прост – деньги.
В 90-е гг. актеры, в том числе великие и легендарные, переживали трудные времена. Кино практически не снимали, денег не было.
Актеры, которые раньше могли перебирать роли и выбирать лучших режиссеров, теперь соглашались на любую работу. Мне кажется, что этот фильм вообще задумывался как способ обеспечить хоть какой-то работой актеров.
Режиссеру Ивану Щеголеву, для которого «Американский дедушка» стал первым фильмом, очень повезло. Вряд ли актеры такой величины согласились бы у него сниматься в советское время. Можно сказать, что Евгений Леонов открыл нового режиссера, ведь зритель шел на знаменитое имя.
До сих пор «Американского дедушку» вспоминают как последнюю картину легендарного актера. Ну и пусть за эту роль Леонову было стыдно.
Раз актер стыдится роли, значит, он самокритичен, значит, он не относится к участию в фильме как к работе или способу заработать деньги. Тем более что даже в таком неоднозначном фильме Евгений Леонов сыграл великолепно.