Красивый, высокий, с мощным, завораживающим голосом советский актер Леонид Марков — знаменитость, каких поискать. Человек-вулкан: тихий, молчаливый, а потом вдруг взрывной и шумный. Таким его запомнили поклонники. Таким он был в жизни.
У него были хорошие роли в кино, но, к сожалению, не случилось той, где он мог предстать во всем масштабе своего таланта. Да, дарование народного артиста раскрылось в полной мере на сцене театра. И тем не менее сегодня его считают одним из самых недооцененных актеров советского периода.
Серцеед с удивительно сентиментальной, чуткой и ранимой душой. К нему нужен был особый подход, особый ключик. Несмотря на множество женщин в жизни, очень долго к нему никто не мог «подойти».
Он всю жизнь ждал и искал настоящую любовь. И только на сцене ее обретал, играя мощно, полностью погружаясь в своего героя.
Леонид Марков родился в 1927 году в актерской семье. Его сестра Римма была старше на два года, всю жизнь опекала и имела на младшего брата огромное влияние.
Отец, Василий Демьянович, был самобытным, одаренным актером. Его способности передались и детям, которые с малолетства имели возможность выходить с ним на сцену.
Примечательно, что Римме доставалась роль мальчиков, а Леонид, имея буквально ангельскую внешность, играл девочек. Правда, он мечтал стать художником, но под влиянием родных все больше погружался в мир лицедейства.
Семья Марковых неоднократно переезжала с места на место, пока не остановилась в Саратове. Здесь брат и сестра поступили в школу-студию областного Вологодского театра драмы, где на них обратил внимание режиссер столичного театра Иван Берсенев и тут же пригласил на работу в столицу.
Практически не имея средств, Марковы отправились в Москву. Первым местом их работы стала театральная студия при Театре Ленинского комсомола.
Сначала начинающие артисты жили в маленьком подсобном помещении, затем им выделили комнатку в общежитии театра. И даже когда Марков стал ведущим актером театра, сестра никогда не переставала его опекать.
Вместе они работали пять лет, но театральная карьера сложилась только у брата. Когда в театре появилось новое руководство, Римму неожиданно уволили из труппы с отговоркой об отсутствии подходящих ее типажу ролей.
Коллеги за кулисами шептались, что она слаба в профессии и выезжает только за счет Леонида. Но самое обидное было даже не это, а то, что брат не рискнул вступиться за сестру, имея при этом достаточно возможностей и связей. К тому времени его слово уже имело вес в труппе.
Леонид любил Римму, но ее опека и постоянное вмешательство в личную жизнь тяготили его. Женитьба на актрисе Тамаре Басовой и вовсе внесла смуту и раскол в отношения с сестрой.
Тамара, безумно ревнивая и неуравновешенная женщина, устраивала мужу скандалы. Галантный и чуткий красавец-мужчина не мог сделать комплимент коллеге по сцене без разборок и громких выяснений отношений.
Римма, принимая близко к сердцу происходящее в семье брата, резко и неприятно высказалась о его супруге, не выбирая выражений, да еще и в ее присутствии.
Сердце Леонида разрывалось между двумя любимыми людьми. Однако пошел на поводу у Тамары и прекратил общение с сестрой.
Даже когда ту уволили, он не возобновил с ней отношения. На грани отчаянья Римма была готова покончить с жизнью. К счастью, сильный характер удержал ее от этого безумного поступка.
Лишь спустя годы Леонид нашел в себе мужество буквально вымаливать прощение у сестры за свой предательский поступок. И она простила! Ведь она так его любила!
Ну а пока, оставшись без поддержки, без работы, без жилья и перспектив на будущее, она стала гастролировать с Москонцертом по стране. А затем, разослав в киностудии страны свои фотографии, терпеливо ждала шанса, время от времени снимаясь в эпизодических ролях.
И только когда Римме исполнилось 42 года, она получила главную роль в фильме «Бабье царство», сделавшую ее знаменитой на всю страну.
Кстати, в гонке за эту роль она обошла Нонну Мордюкову. Кинокарьера Марковой сложилась более чем удачно. Она сыграла около 70-ти ролей в фильмах, стала узнаваема, несмотря на то что основная часть ее работ – эпизоды.
Судьба Леонида Маркова сложилась иначе. Он блистал на подмостках Ленкома, был ведущим актером труппы, любимчиком женщин и кумиром театралов. На сцене творил невозможное: проживал каждую роль изнутри, играл темпераментно, самозабвенно и мощно.
Знаменитые столичные театральные режиссеры буквально умоляли его участвовать в их проектах. Именно поэтому Леонид успел сменить за свою карьеру не один театр. Он играл в драмтеатре им. Пушкина, в театре Моссовета, в Малом и везде! везде имел успех и обожание.
Работа в кинематографе оказалась чуть менее успешной, чем у сестры. Тем не менее он исполнил немало значимых и интересных ролей, принесших народную любовь. Первая его кинороль в фильме «Мать» (1955) была эпизодической и осталась незамеченной.
После успешных проб на фильм «Сорок первый» актера заменили Олегом Стриженовым. Это очень расстроило Римму. Ну а Леонид не умел и не хотел бороться за роли.
Упуская возможности сняться в успешных картинах, он никогда не сокрушался по этому поводу и уже тем более не страдал. Ну нет и нет!
До 70-х годов у него не было серьезных работ в кино. Только после съемок в картине «Русское поле» его фильмография стала пополняться интересными персонажами: незадачливый муж в фильме «Мой ласковый и нежный зверь», профессор Смирновский в «Гараже», Билли Бонс в «Острове сокровищ» и т.д.
В фильме «Змеелов» Маркову достался герой, умирающий от онкологии. Он сыграл настолько достоверно, что когда заболел раком сам и находился при смерти, сестра невольно вспоминала тот образ.
В последнем своем фильме «Отель «Эдем» народный артист воплотил образ Сатаны, а сразу после съемок у него нашли тяжелое заболевание…
Личная жизнь актера была не менее яркой: его романы не поддаются подсчету. Только официальных браков было четыре. Расставшись с первой супругой, Марков, что называется, пустился во все тяжкие.
Женщины влюблялись в импозантного мужчину с первого раза. Его обаяние и галантность буквально манили. С каждой своей подругой он вел себя так, что она чувствовала себя желанной, красивой и единственной.
Однако быстро вспыхивающий огонь чувств также быстро угасал. Пелена очарования таяла. Ооставался сложный, бескомпромиссный характер, который надо было понимать и принимать. На это его пассии были не готовы.
Кроме того, Леонид нередко расслаблялся с помощью спиртного. Он не был матерым алкоголиком. Просто его внутренняя зажатость и напряжение в сочетании с мощным темпераментом требовали выхода, а опьянение давало чувство свободы.
В таком состоянии он не умел молчать и довольно часто обижал тех, кто был рядом. Пьяных дебошей и скандалов Марков не устраивал, но Римме неоднократно приходилось вытаскивать его из различных заведений и компаний.
Возможно, таким образом он пытался заглушить боль непонимания и пустоты. Начиная общаться с женщиной, он искренне верил, что вот она, «та самая».
Но всякий раз отношения заканчивались, и Леонид все больше убеждался: ему не найти ту, которая подберет ключик к его сердцу и отопрет дверь, за которой томится трепетная душа.
Женщины приходили и уходили, не оставляя следа в его душе. Он уже перестал ждать, как вдруг в киностудии встретил Елену, в то время работавшую инженером на телевидении. Она не была красавицей, но имела такую внутреннюю силу и обаяние, что Марков понял: жить без нее уже не сможет.
По воспоминаниям близких, в то время 43-летний Леонид очень сильно изменился. Прекратил отношения с другими женщинами, стал меньше пить и кутить. Он страшно боялся потерять молодую жену (разница в возрасте составляла 16 лет).
Елена принесла в новую жизнь уют и спокойствие, которых ему не хватало раньше. Опекаемый все время сестрой, он наконец-то сам мог заботиться, став надежной спиной, тылом и защитником. Это придавало ему сил и уверенности в своих возможностях.
Конечно, в их семейной жизни не все было гладко. Характер Маркова давал о себе знать. Были ссоры и обиды, но Елена умела сглаживать острые углы. Она нашла подход к сердцу мужа. Пара много времени проводила вместе и была очень счастлива.
Актер даже вспомнил свое прежнее увлечение и начал рисовать. Вместе они прожили 20 лет, не расставаясь. Пока смерть их не разлучила.
На съемках последнего фильма «Отель «Эдем» Маркову стало плохо. Врачи констатировали рак желудка в запущенной стадии. В марте 1991 года Леонида Васильевича не стало.
Фильмография народного артиста насчитывает более сорока ролей, а театральных — больше в несколько раз. Образ и неповторимый голос талантливого актера навсегда остался в сердцах зрителей. А его жизнь еще раз доказывает, что счастье обязательно придет. Надо только уметь его дождаться.