Он мог бы прославиться как цирковой артист, о чем мечтал в детстве. Или выбрать юридическую карьеру — пробы юности и настояния родителей. А стал тем, чьи слова и цитаты разошлись в народ.
«Инфаркт микарда, вот такой рубец»: образ Дяди Мити из любимого поколениями «Любовь и голуби» рассыпался на присказки и мемы. Все благодаря великолепной игре и таланту перевоплощения Сергея Юрского.
Комедийные ситуации происходили на съемках фильма и за пределами площадки. Для роли старика-балагура актера гримировали не менее двух часов. Однажды, когда съемочная группа отправилась на обед в местное кафе, Юрского не пустили к остальным.
Персонал общепита принял его за деревенского пьянчугу. Ситуация превратилась в спектакль. Артист, не выходя из образа Дяди Мити, спорил и пытался прорваться внутрь.
Пока режиссеру фильма Владимиру Меньшову не удалась убедить работников кафе, что это загримированный известный актер.
На съемках Юрский хохмил и смешил всю группу. Благодаря его бесконечным импровизациям из второстепенного персонажа Дядя Митя стал знаковым. Фильм «Любовь и голуби» — родным, настоящим, одним из лучших в советском и российском кино.
Острую на язык и боевую жену-пенсионерку Дядь Мити сыграла 38-летняя Наталья Тенякова, реальная супруга Сергея Юрского. «Я ей говорю – Санюшка! А она мне – Митюнюшка!»: это был идеальный актерский союз, на удивление крепкий, наперекор житейским неурядицам.
Супруги были вместе 50 лет, вплоть до самой смерти актера. И все это время их отношения оставались трепетными, как в первые дни знакомства.
16 марта 1935 года в дружной ленинградской семье учительницы музыки Евгении Михайловны и актера и режиссера Юрия Сергеевича Юрских родился мальчик Серёжа.
На самом деле настоящая фамилия отца – Жихарев, и он потомок русских дворян, сменивший фамилию на Юрский после революции.
Семья была творческая и любящая. С самого детства Серёжа стремился к проявлению, хотел быть похожим на отца, с которым отношения были доверительными и теплыми.
Из-за работы Юрия Сергеевича семья часто переезжала. Пока после войны не обосновалась в столице. И это стало одним из самых ярких событий детства ребенка.
Он проводил много времени с отцом в цирке на Цветном бульваре, где тот был режиссёром и актером. Блистательная атмосфера представлений захватила разум мальчишки. Так родилась мечта стать актером. Но не цирка, а театра.
Окончив школу с золотой медалью, Сергей потерпел неудачу на экзаменах в школу-студию МХАТ. Поддавшись уговорам родителей, стал студентом юридического факультета Ленинградского университета.
До третьего курса, пока стремление к актерству не перевесило юриспруденцию, параллельно занимался в популярном тогда университетском театре.
Окончательно утвердившись в своем выборе, Юрский бросил юридический и поступил в Ленинградский театральный институт имени Островского.
И снова проявился целеустремленный характер актера. Большинство педагогов, увидев в нем комедианта, рекомендовали уйти в эстраду. Но Юрский воспользовался правом студентов выбирать роли и сосредоточился исключительно на драматическом амплуа.
Педагог Леонид Макарьев поддержал стремления своего ученика. Роль Карандышева в «Бесприданнице» они проработали настолько, что уже после второго курса Юрского пригласили в Большой драматический театр имени Горького, где он играл с 1957 года и участвовал в значимых постановках.
Ему доставались только яркие персонажи: Чацкий, Эзоп, Генрих IV и другие. Там же случился режиссерский опыт Юрского — постановка Мольера.
Кинослава пришла к артисту после роли интеллигентного и справедливого директора школы-интерната для беспризорников в картине «Республика Шкид» (1966).
Для образа умудренного опытом педагога режиссеру Геннадию Полоке удалось отстоять кандидатуру молодого Юрского перед Худсоветом.
Еще одной удачей стала роль легендарного Остапа Бендера в «Золотом теленке» (1968). Градус конкуренции и количество талантов на пробах зашкаливали, но режиссер Михаил Швейцер не представлял никого, кроме Сергея, в образе «великого комбинатора» и «идейного борца за денежные знаки».
Худсовет согласовал кандидата и на этот раз. И, как оказалось, совсем не зря. Роль колоритного авантюриста до сих пор считается в кинематографе шедевром исполнения.
В начале 60-х годов у Сергея Юрского и талантливой, изысканной примы БДТ Зинаиды Шарко случился роман. Актриса недавно пережила тяжелое расставание с режиссером Игорем Владимировым.
Но ни этот факт, ни 6-летняя разница в возрасте не помешали влюбленным съехаться и прожить вместе насыщенные семь лет. За это время Юрский окончательно утвердился в театральной жизни Ленинграда, получил призвание и негласный статус легенды. Причиной разлуки с Шарко стали вспыхнувшие чувства к новой актрисе БДТ Наталье Теняковой.
Для молоденькой Наташи это была настоящая любовь с первого взгляда, хотя она была в тот момент замужем за человеком огромного таланта Львом Додиным. На тот момент он был просто перспективным однокурсником, а позже гениальным режиссёром и худруком Малого Драматического театра.
Разрыв отношений в обеих семьях был болезненным. Юрский ушёл от Шарко без всяких объяснений, прихватив лишь чемоданчик с книгами. В 1970 году Сергей и Наталья зарегистрировали брак. А еще через три года у пары родилась дочь Даша, популярная сегодня актриса кино и театра с внушительной фильмографией и списком ролей.
В 70-х годах из-за открытой политической позиции осуждения действий советских властей в Чехословакии Сергей Юрский получил статус диссидента.
Его имя исчезло из прессы и афиш. Начались проблемы в театре — ни новых ролей, ни работы. Испортились отношения с главным режиссёром театра Георгием Товстоноговым.
На Наталью Тенякову пытались надавить соответствующие органы, предлагали подумать и сделать правильный выбор: нужно ли ей связывать жизнь с таким неблагонадежным человеком. В знак протеста актриса взяла фамилию мужа вместо девичьей. Семье пришлось переехать в Москву.
Там после многочисленных отказов Юрский с трудом получил работу в Театре Моссовета. Это был не только тяжелый период для актера, но и толчок для его карьеры в кино. Сначала Станислав Говорухин пригласил его сняться в детективе «Место встречи изменить нельзя» (1979).
Вместо предложенной роли уголовника Ручечника актер выбрал образ Ивана Сергеевича Груздева. Сильный характер, драматизм событий и решений героя во много соответствовали внутреннему состоянию и переживаниям самого Юрского в то непростое время.
Потом были «Маленькие трагедии», «Ищите женщину», «Любовь и голуби», «Отцы и дети», «Не бойся, я с тобой» и другие сильные роли и яркие персонажи.
Помимо актерской и режиссерской деятельности, Сергей Юрский под псевдонимом Игорь Вацетис занимался писательством. Его неоконченный роман «Обстоятельства образа действия» мог бы стать настоящим книжным хитом.
Также он известен как великолепный чтец не только классики, но и произведений авторов-современников. Иосиф Бродский, с которым они были приятелями, в благодарность за чтение его стихов посвятил актеру поэму «Театральное». Талантливый и многогранный Сергей Юрьевич Юрский ушел из жизни в возрасте 83 лет 8 февраля 2019 года.