«Он и тебя бросит, помяни мое слово», — голосила в трубку брошенная жена. Иван Грозный советского кино

Иван Пырьев — личность поистине легендарная в нашем кинематографе. Гений и злодей, бунтарь и деспот, любимец партийных боссов и возмутитель спокойствия — все эти ипостаси удивительным образом уживались в одном человеке.

Он снимал фильмы, которые приводили в восторг миллионы зрителей, но которые то запрещали, то снова пускали в прокат хитроумные кремлевские кукловоды.

Критики же и вовсе разрывались на части — одни превозносили его до небес, другие люто ненавидели и беспощадно громили в своих статьях.

Но если творческая биография Пырьева — это отдельная песня, то его личная жизнь и вовсе была сплошным вихрем страстей, скандалов и интриг, которые не снились и самым отвязным голливудским режиссерам.

Судите сами — четыре официальных брака с первыми красавицами экрана, бесчисленные романы, в числе которых значилась и юная студентка, годившаяся ему в дочери.

И это при всем при том, что родился Иван Александрович в нищей семье неграмотной батрачки и погибшего в хмельной заварушке грузчика!

На «Мосфильме», в этом беспокойном киношном улье, долгие годы ходили легенды о невероятных выходках и диком нраве Ивана Грозного (так за глаза называли Ивана Александровича).

Рассказывали, к примеру, как он, брызжа слюной от ярости, гонялся по всему павильону за нерадивым рабочим, по вине которого сорвался ответственный дубль.

Или как на глазах у ошарашенного сценариста демонстративно швырнул его опус прямиком в мусорную корзину. В общем, все знали — с Пырьевым шутки плохи. Но вот парадокс — с собственными женами этот хам и деспот вдруг становился нежным ягненком и предупредительным, натуральным рыцарем.

Еще бы, ведь все его избранницы были не просто красавицами, а настоящими богинями, звездами первой величины!

Первой, кто сумел покорить сердце начинающего режиссера, стала несравненная Ада Войцик, настоящая королева немого кино. Они познакомились на съемках фильма «Партийный билет», вспыхнул бурный роман, молодые сыграли свадьбу. Но семейная лодка быстро разбилась о быт.

Пырьеву хватило всего лишь нескольких лет, чтобы заскучать в объятиях томной красотки. И в один далеко не прекрасный день он сбежал от семейного очага в объятия юной старлетки Марины Ладыниной.

Ада была безутешна, рыдала денно и нощно, названивала неверному мужу, умоляя вернуться. А потом принималась изводить телефонными звонками разлучницу, пророча ей незавидную участь.

Читать  Демон и Травля Шаляпина. Творческая и скандальная жизнь на сцене и за кулисами

«Он и тебя бросит, помяни мое слово!» — голосила в трубку брошенная жена. И ведь как в воду глядела, чертовка! Правда, Марине удалось продержаться целых двадцать лет. Ни много ни мало.

Два десятилетия Пырьев и Ладынина блистали, как ослепительные звезды советского кинонебосклона. Он снимал ее в своих лучших фильмах — тут тебе и «Богатая невеста», и «Трактористы», и «Свинарка и пастух», и «Кубанские казаки».

Каждый такой киношедевр непременно отмечался всевозможными премиями и наградами, осыпался милостями от партийных боссов. Но за кадром бушевали шекспировские страсти.

Бешеный нрав Пырьева поминутно давал о себе знать, да и по сторонам он поглядывал с нескрываемым интересом. Впрочем, на людях всегда держался с женой подчеркнуто вежливо, расшаркивался, не позволял себе лишнего.

Истинный джентльмен, что и говорить

В 1938-м, аккурат посреди великой чистки, у четы Пырьевых-Ладыниных родился сын Андрей. Марина, видимо, предчувствуя, что и ее семейный корабль рано или поздно пойдет ко дну, дала мальчику свою фамилию.

И как в воду глядела! Андрей, кстати, тоже выбрал стезю режиссера, подарил нам отличные картины — «Пять минут страха», «Версия полковника Зорина». Но мало кто знает, что именно он, сам того не ведая, породнил клан Пырьевых-Ладыниных с другой прославленной кинодинастией.

Первой женой Андрея стала молодая актриса Людмила Давыдова. Та самая лихая Верка-модистка из «Места встречи изменить нельзя». Но семья продержалась недолго.

После развода Давыдова утешилась в объятиях известного режиссера Валерия Ускова, постановщика легендарных телесаг «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень». Такие вот кульбиты порой выкидывает госпожа судьба!

Но вернемся к Ивану Александровичу и его бурной личной жизни

В начале 60-х стареющий мэтр увлекся съемками картины «Испытание верности». Главную роль он, естественно, отдал своей верной боевой подруге Ладыниной. Хотя на «Мосфильме» в ту пору уже вовсю шептались, что у Пырьева появилась новая пассия — восемнадцатилетняя студентка ВГИКа Людмила Марченко.

Поначалу съемки «Испытания» и вовсе хотели отменить. Партийное начальство спохватилось — только что приняли суровый закон, запрещающий режиссерам снимать жен в главных ролях.

Но Пырьев и тут не растерялся. Он картинно разложил перед высоким начальством фотопробы других актрис и патетически вопросил: «Вы всерьез полагаете, что кто-то из них сможет затмить Ладынину?»

Читать  5 начинающих певиц, карьеру которых испортила Алла Пугачева

Съемки тут же разрешили

Но пока Пырьев корпел над лентой, в которой его экранная жена страдала от неверности мужа, в реальной жизни разворачивалась куда более драматичная история.

Иван Александрович буквально потерял голову от юной старлетки Людмилы Марченко, которую за точеную фигурку и точеный профиль прозвали «советской Одри Хепберн».

Он таскался за ней по пятам, как влюбленный пацан, не таясь ни от кого. Поселил девушку в гостинице «Москва» и взял ее в осаду…

…Получив однокомнатную квартиру, Людмила зажила там со своим женихом-геологом, но Иван Грозный не желал мириться с таким отворот-поворотом. Он примчался к ней домой и закатил безобразный скандал.

«Я на вас пожалуюсь!» — истерично взвизгнула перепуганная Марченко. «На меня? — взревел в ответ багровый от ярости Пырьев. — Да на меня жаловаться можно только в ДОСААФ!»

Скандал дошел до самых верхов, престарелого ловеласа даже вызвали на ковер в ЦК

Но куда там! Хитрый лис заявил партийным боссам, что его сердечные дела — сугубо личное, но он, как верный солдат партии, готов хоть завтра узаконить отношения с Марченко, если получит соответствующее указание.

Браком эта мезальянсовая связь так и не закончилась, хотя Людмила все же снялась у Пырьева в «Белых ночах». Но и с Ладыниной режиссер окончательно порвал. Гордая Марина не смогла простить ветреному мужу столь коварного предательства, о котором трепалась вся киношная Москва.

Она подала на развод и больше замуж не вышла. Поселилась отшельницей в шикарных апартаментах знаменитой высотки на Котельнической набережной, никого не хотела видеть, от интервью отказывалась наотрез.

Лишь однажды, на закате жизни, Ладынина снизошла до публики. На церемонии вручения премии «Ника» вышла на сцену в инвалидном кресле и получила специальный приз «За честь и достоинство».

Спустя пару лет ее не стало…

Пырьев же, порвав с Марченко, снова ринулся в загс. Новой женой старого селадона стала молодая актриса Лионелла Скирда, звезда украинского кино.

Разумеется, Иван Александрович тут же снял ее в своей очередной картине «Братья Карамазовы». Вместе они прожили шесть лет, до самого последнего дня Пырьева. Он скончался прямо на руках у безутешной Лионеллы.

Читать  Альбина Джанабаева — певица «без голоса»: почему экс-солистка «Виагра» не решается на развод с Меладзе

Но и овдовевшую пассию великого режиссера ждал крутой поворот судьбы

Выяснилось, что еще до знакомства с Пырьевым она страстно полюбила самого Олега Стриженова, восходящую звезду советского экрана.

Но Стриженов в ту пору был несвободен, а рушить его семью влюбленные не решились. И вот, спустя четырнадцать долгих лет, они вновь повстречались на съемочной площадке. Олег с порога предложил постаревшей, но по прежнему прекрасной Лионелле руку и сердце. Она без раздумий ответила согласием.

Для Стриженова этот брак стал уже третьим по счету

Первой его женой была актриса Марианна Бебутова. Они познакомились на съемках «Овода», тогда весь Советский Союз с придыханием следил за экранным романом Артура и Джеммы. Но рожденная в 1967-м дочь не смогла удержать семью от распада. И Марианна, и их дочь Наталья ныне уже на том свете.

Вторую супругу Олег встретил, вернувшись из мира кино на театральные подмостки МХАТа. Любовь Земляникина, подававшая большие надежды актриса, ради Стриженова оставила мужа, тоже известного актера.

Ее бывший, Владимир Земляникин, нашел свое счастье со второй попытки. Уже больше тридцати лет он живет душа в душу с журналисткой Людмилой, которая, впрочем, ни разу не написала ни строчки о своем знаменитом муже. Вот что значит — уважение к частной жизни!

В браке Олега и Любови Стриженовых родился сын Александр, ныне весьма популярный телеведущий и режиссер.

Несмотря на богатую событиями личную жизнь отца, Александр оказался однолюбом. Со своей будущей женой Катей он познакомился еще школьником на съемках детского фильма. С тех пор они неразлучны. У Стриженовых-младших подрастают две очаровательные дочки, в их семье, кажется, царит полная гармония и взаимопонимание.

Вот такими причудливыми узорами сплелись семейные линии двух прославленных кинодинастий — Пырьевых и Стриженовых. Кто бы мог подумать, что мимолетный студенческий роман обернется счастливым браком через много лет?

Что сердечные тайны великого режиссера-деспота будут храниться за семью печатями? Что дети и внуки легендарных актеров тоже пойдут по стопам своих родителей и добьются немалых высот?

Воистину, жизнь порой закручивает такие сюжеты, что никакому кинематографу не снилось. Страсть и верность, взлеты и падения, расставания и новые встречи через десятилетия.

ИСТОЧНИК

Оцените статью