Вопрос:
«В чем смысл почитания мощей? Почему православные люди почитают мощи, поклоняются им? Что это значит?»
Ответ батюшки:
Некоторые критики говорят, что это какая-то нездоровая тенденция. Кто-то боится этого, ведь это тело усопшего. У критиков возникают вопросы, к примеру, почему человека не похоронили как следует и т.д.
С первых веков христианства, еще когда был период гонений на христиан, множество людей пострадало — они отдавали свою жизнь за веру.
Наверняка многие слышали или даже знают жизнеописания первых христианских мучеников. Гонители, как правило, жестоко расправлялись с теми, кто не спешил отступаться от веры. А далее от тела избавлялись.
Христиане же отыскивали тело и, как правило, предавали его погребению с почестями. Подвиг этого человека становился центром притяжения, на этом месте в честь того, кто отдал жизнь за Христа, строился храм.
Позже возникла традиция совершать литургию и богослужения на месте, где люди пострадали за Христа, и на гробницах мучеников.
В дальнейшем частицы мощей вшивались даже в специальный плат – антиминс, который лежит в алтаре на престоле и на котором совершается литургия.
Смысл почитания мощей святого заключается в том, что Бог при жизни освящает этого человека Своим присутствием. Тело продолжает оставаться храмом Бога, храмом Духа Святого даже после того, как душа разлучается с телом.
Если человек жил святой и праведной жизнью, то Господь освящает все, к чему этот человек прикасался, и все, что для него имело значение.
Мы почитаем мощи святого и тем самым воздаем честь Богу, который присутствует в этом человеке и которому этот человек служил. Почитание мощей связано и с почитанием тех добродетелей, той доброй жизни, которую человек вёл.
Всякий раз, когда прихожанин прикасается к мощам, он обещает, что будет стараться подражать тем подвигам, которые совершил святой. Почитание мощей также связано с тем, что мы верим во всеобщее воскресение мертвых в последний день.
Мы верим в воскресение Иисуса Христа и верим, что Иисус Христос в последний день мира воскресит каждого.
Именно поэтому к телу человека сохраняется такое бережное, трепетное и благоговейное отношение, с верой в то, что оно еще оживет в последний день мира. Оно не оставлено как некий ненужный предмет, не сброшено подобно одежде.
Как говорит апостол Павел:
Поэтому, почитая тело святого человека, мы почитаем добродетели Бога.