Многие ценители искусства считают, что работы известных мастеров являются по-своему «живыми» – в них остаётся энергетика, заложенная создателем.
Но если одни творения считаются светлыми и прекрасными, то другие окружены дурной славой – так обстоят дела и с картинами, которые называют проклятыми.
Такие произведения хранят немало тайн и, если верить легендам, продолжают жить своей жизнью, порой принося немало несчастий тем, в чьих руках оказываются.
Конечно, дело каждого – верить или не верить в такие истории. Но, несмотря на это, истории о «проклятых» картинах продолжают будоражить умы людей.
И сегодня во многих странах мира, в музеях, есть живописные экспонаты, которые привлекают особенное внимание, причём далеко не самой доброй репутацией. Что же за картины связаны с таинственным «проклятием»? И почему именно их называют «проклятыми»?
«РУКИ СОПРОТИВЛЯЮТСЯ ЕМУ»
Одной из самых странных картин прошлого века считается творение Билла Стоунхэма «Руки сопротивляются ему». Оно было создано в 70-е годы и, надо признать, один только вид этой картины кажется весьма необычным (да и впечатление производит неоднозначное).
Взгляните: перед ними – странные дети, больше напоминающие кукол. Рядом с мальчиком находится таинственная дверь, уводящая в темноту.
А ещё – здесь пугающие очертания рук, которые словно бы хотят схватить и унести детей. Что интересно, сам автор утверждал, что ничего мистического или пугающего изобразить не хотел, а только лишь срисовал детей со старинной фотографии.
По замыслу Стоунхэма дверь здесь выступает как граница между миром яви и миром снов, куда могут перемещаться дети.
Но, согласитесь, жутковатой картинки маловато для репутации «проклятой», которую приобрела эта работа. Изображение действительно производит гнетущее впечатление, однако с ним связаны мистические истории.
Дело в том, что те, кто имел какое-то отношение к картине, вскоре умирали. Первым стал искусствовед, а через некоторое время новой «жертвой» «Рук…» стал Джон Марли, который приобрёл картину.
Как рассказывали, творение Стоунхэма вовсе очутилось на свалке, где его нашёл житель окрестного городка. Он принёс картину домой, но маленькая дочь, испугавшись изображения, попросила отца избавиться от него.
Так полотно оказалось в галерее, но и там посетители нередко жаловались, что «Руки…» производят на них крайне негативное впечатление.
«ПЛАЧУЩИЙ МАЛЬЧИК»
Другим необыкновенным шедевром считается «Плачущий мальчик», произведение Джованни Браголина.
Все, кто видел эту картину, в один голос утверждают: изображённый на ней мальчик плачет до того натуралистично и так зло смотрит на нас, что возникает крайне неприятное ощущение.
Кстати, здесь немало тайн связано с историей создания полотна. Согласно одной версии, Браголин написал собственного плачущего сына.
А вот если верить иным утверждениям, натурщиком стал беспризорник, над которым во время работы автор постоянно издевался и зло подшучивал – чтобы мальчик всё время плакал.
Одним только удручающим видом полотно не ограничилось. Картина начала приносить несчастья всем, кто приобретал её. В доме одних владельцев случился пожар, то же произошло и у новых обладателей «Плачущего мальчика».
При этом во время пожара в доме сгорало всё, кроме этой самой картины, которая каким-то чудом оставалась невредимой после пожара.
ТОТ САМЫЙ «КРИК»
Не меньше таинственных историй связано и со знаменитой картиной Эдварда Мунка «Крик». Многие люди, увидевшие её «вживую» отмечали, что в них внезапно вселялось чувство такого ужаса, что они готовы были опрометью выбежать из галереи – причём причин для страха не было никаких.
Первой «жертвой» творения стал его автор. Завершив работу, он понял, что истощён морально и физически. После нервного срыва ему пришлось проходить длительную реабилитацию в клинике.
Появившись в музее, «Крик» стал причиной бедствий одного из работников. Мужчина случайно уронил картину, и с той поры у сотрудника музея начались сильнейшие головные боли, приведшие к самоубийству.
«ПРОКЛЯТИЕ» КИСТИ МОНЕ
Совсем иначе выглядит картина Клода Моне «Водяные лилии» (1916). На первый взгляд, в ней нет ничего угнетающего и пугающего.
Казалось бы, разве может принести неприятности безобидный пейзаж? Однако убедиться в обратном довелось многим.
Здесь тоже первым пострадавшим оказался сам живописец. Вскоре после окончания работы над картиной у Моне сгорела мастерская. Что стало причиной возгорания, выяснить так и не удалось.
Много работ художника погибло в огне, но пламя не тронуло «Водяные лилии». Когда же произведение приобрёл немецкий коллекционер, ему тоже вскоре пришлось хлебнуть несчастья. У ценителя картин сгорел дом, причём и здесь, как в прошлый раз, «выжило» лишь одно творение.
Оказавшись в Нью-Йоркском музее, опасный экспонат вновь навлёк беду. Здесь тоже произошёл пожар, в котором погиб один человек.
Сегодня же многие искусствоведы стараются «обходить стороной» это произведение, поскольку пострадать может любой человек, имеющий отношение к нему.
Конечно, в такие истории верится с трудом – они больше напоминают стечения обстоятельств, которые удачно «привязали» к «проклятым» картинам.
Что примечательно, порой и сами живописцы распускают слухи о мистическом влиянии и «проклятиях» своих произведений – как говорится, «чёрный пиар» никто не отменял.
В то же время знатоки искусства заявляют – у каждого произведения есть «душа», а значит, и свой характер. Не исключено, что в этом случае мы имеем дело с тайнами, которые пока неподвластны человеку.